Немецкий концепт-художник Магда Проски создала краткое руководство о том, как рисовать различные выражения лица персонажа. Она проанализировала анатомию лица и то, как различные черты двигаются и работают вместе для выражения эмоций. Поэтому, если вы хотите нарисовать действительно выразительные лица персонажей, вот основные советы.
Как построить голову?
Лица — один из самых сложных объектов для рисования. Прежде всего, как и любой 3D-объект, он имеет множество неровностей. Но помимо этого, лица должны рассказывать историю, вызывать эмоции и создавать иллюзию, что реальный человек смотрит на зрителя с плоского двухмерного холста. В современном мире мы привыкли видеть фотографии людей на каждом углу. Представьте себе время, когда фотографии не существовало. Какой замечательный опыт — увидеть портреты людей. Искусство передачи эмоций оттачивалось веками. Начните с изготовления головы. Существует столько же способов изобразить человеческую голову на бумаге, сколько художников. В жизни голова и лицо состоят из двух типов тканей. Твердая, неподвижная ткань — это череп. Мягкие и эластичные ткани — это мышцы и жир. Магда предлагает создать череп из трех геометрических фигур: овальной сферы, прямоугольника и полуцилиндра. Если вы хотите улучшить свои навыки портретиста, рекомендуется запомнить форму черепа. Эта часть головы редко меняется и является более или менее одинаковой для всех. Если нарисовать правильный череп, то лицо можно максимально стилизовать, и оно всегда будет выглядеть достоверно. Единственным подвижным элементом черепа является подбородок. У нее довольно гибкие суставы. Помимо открывания и закрывания рта, она также может двигать челюстью вперед-назад и из стороны в сторону. Попробуйте имитировать другой способ кусания зубами или просто скрип. Так вы сможете понять, о чем идет речь. Это возможно потому, что наш TMJ имеет очень хитрый рабочий механизм. Когда мы открываем рот, вместо того, чтобы шарнир, обеспечивающий вращение, оставался на одном месте, вся челюсть немного выдвигается вперед. Приложите палец к щеке, чтобы почувствовать движение сустава. Когда вы открываете и закрываете рот, вы заметите легкое движение челюсти вперед и назад. Какое отношение это имеет к рисованию? Очень просто. Если вы рисуете человека с открытым ртом, челюсть слегка выдвигается вперед. В противном случае невозможно добиться достоверного внешнего вида.
Размеры лица
Череп очень важен для базового построения лица, но его реальный вид зависит от формы мягких тканей, прикрепленных к костям. Как уже упоминалось, череп покрыт слоями мышц и жира. В некоторых местах эти слои настолько тонкие, что под ними можно легко увидеть форму черепа. В других местах мышцы и жир очень толстые и поэтому сильно смещаются со своего обычного места при изменении выражения лица. На этой схеме зеленым цветом обозначены все мягкие ткани, а под ними прощупывается кость. Форма этих областей изменяется минимально. Что касается мест, где форма может значительно отличаться, то это в основном щеки, губы и кожа вокруг них. Однако поверхностные изменения можно наблюдать и в зеленых насаждениях. Напряжение кожи меняется, морщины также появляются или исчезают. Еще одна важная вещь, которую следует помнить, заключается в том, что Лицо не плоское, а выпуклое. То есть, при развитии в пространстве под разными углами, следует располагать его не на плоской поверхности, а, в широком смысле, на сторонах цилиндра. Следует помнить, что все элементы лица в конечном итоге рисуются в форме шара и размещаются на голове.
Выражение лица
Когда мы улыбаемся, мы не просто поднимаем уголки губ. Настоящая улыбка состоит из целого комплекса мышечных движений по всему лицу. Глаза и крылья носа начинают двигаться, глаза и рот меняют форму — то, как они двигаются, зависит от выражаемой эмоции и индивидуальных особенностей человека. В этом отношении полезно наблюдать за друзьями и корчить разные рожи перед зеркалом, чтобы внимательно изучить, как разные люди проявляют эмоции. Это хороший способ прокачать свои навыки — вскоре вы заметите, что ваш персонаж стал более правдоподобным. Выражения лица: 1 — нейтральное, 2 — радостное, 3 — грустное, 4 — удивленное, 5 — испуганное, 6 — сердитое, 7 — упрощенные формы Картинки показывают основные эмоции человека. Зеленые стрелки показывают направление движения мышц, а синие линии образуют морщины. Если вы хотите, чтобы ваш персонаж выглядел моложе, не рисуйте мимические морщины в виде черных линий. Чем больше вы рисуете таких морщин, тем старше/угрюмее персонаж. Вместо этого лучше обратить внимание на нюансы в изменении формы глаз, бровей и рта — именно они позволяют выполнять огромное количество различных движений.
Движения глаз и бровей
Как гласит народная мудрость, глаза — зеркало души. Это действительно очень выразительная функция. Одних только глаз достаточно для выражения таких эмоций, как веселье, страх и гнев. Глаза окружены бесчисленными группами мышц. С их помощью, например, можно широко раскрыть веки, чтобы показать всю радужную оболочку глаза. Сокращение различных мышц, наоборот, вызывает сужение глаз и появление морщин вокруг них. Брови имеют свою собственную группу мышц. Внешние и внутренние брови управляются разными мышцами, поэтому брови могут не только двигаться вверх и вниз, но и принимать волнообразную форму. Существуют также специальные мышцы, которые сводят брови над переносицей. На диаграмме выше показаны примеры глаз (J1, J2 и J3), выражающих одну и ту же эмоцию — удовольствие. Брови находятся в нейтральном положении или слегка приподняты. Также важно отметить, что при улыбке щеки смещаются, заставляя внешние уголки глаз сужаться и подниматься вверх. Наличие такого косоглазия позволяет отличить искреннюю улыбку от фальшивой. На фотографиях A1, A2 и A3 показаны глаза, выражающие гнев или отвращение. Мышцы над переносицей выполняют здесь очень сложную работу. Брови сведены и опущены вниз, в результате чего между бровями и на переносице образуется множество морщин. глаза F1, F2 и F3 показывают шок и страх. Это единственное выражение, при котором веки открываются на всю радужку. В зависимости от формы бровей, широко раскрытые глаза могут выражать самые разные эмоции, от удивления до страха.
Движения рта
Губы также окружены множеством групп мышц и могут принимать бесконечное количество форм. Это позволяет им не только выражать эмоции, но и произносить различные звуки. Вы когда-нибудь задумывались, почему по бокам уголков рта есть небольшие вертикальные линии? В углах рта имеется узел (N), к которому прикреплены многие мышцы (рис. S1). Этот узел имеет сферическую форму и создает небольшую изогнутую тень у углов рта. На фотографиях выше и ниже показаны некоторые формы губ, используемые для выражения радости, страха и гнева. Рисуя рот, помните, что подбородок должен быть опущен, когда зубы открываются. Верхняя губа, как правило, обнажается при сжатии зубов. Если это происходит при улыбке, то кривизна губ незначительна (рис. S2 и S3). Однако, чтобы передать гнев или отвращение, губы изгибаются более агрессивно, как показано ниже (G1, G2 и G3). Мышцы рта могут функционировать асимметрично. Например, один из уголков губ может улыбаться. Чтобы понять, какие возможности это открывает, поэкспериментируйте перед зеркалом.
Движения носа
Роль носа часто недооценивают, когда речь идет о выражении эмоций. Тем не менее, он может привнести тонкие, но важные нюансы в выражения лиц — если, конечно, нарисован правильно. Обратите внимание, что на рисунке N4 ноздри расширяются вместе со ртом. А когда человек глубоко вдыхает, они открываются шире, чем обычно. Это помогает изобразить напряженное выражение лица, как на рисунке N5. Когда злится или сыт, морщит нос (N2 и N3). Соответствующие выражения носа: n1 — нейтральное, n2 — отвращение, n3 — гневное отвращение, n4 — удивленное, n5 — напряженное Рекомендуется больше экспериментировать и смешивать различные эмоции для создания уникальных выражений на лице персонажа. Главное — как можно больше наблюдать за природой! Зеркала — незаменимый инструмент для дизайнеров персонажей.
Рисуем иллюстрацию, где главное — выражение эмоций
Понимание основ открывает бесконечные возможности стилизации персонажа. Вернемся к началу статьи, где мы рассмотрели основную геометрическую структуру: три основные фигуры остаются неизменными, но их пропорции могут быть изменены. Это создает лицо, стилизованное и правдоподобное одновременно. Использование простых геометрических форм также может помочь контролировать будущий наклон головы. Например, мы хотим нарисовать симпатичного персонажа с большими глазами и круглым лицом. Для этого мы увеличиваем размер параллельной установки, укорачиваем полуцилиндр и учитываем угол при построении этих фигур. Следующий шаг — нарисовать череп, соответствующий этим пропорциям. Чтобы улыбка выглядела искренней, приподнимите брови и слегка прикройте нижние веки щеками. Обратите внимание, как вытянутый рот приподнимает щеки и делает их форму более округлой.
Об авторе:
Магдалена Прошовск, или просто Магда Проски — немецкая художница польского происхождения. Он известен прежде всего своими стилизованными и броскими портретами и иллюстрациями. Она работает старшим концепт-художником в немецкой студии Ubisoft, которая разрабатывает стратегии строительства поселенцев. Как цифровой художник, стоит отметить, что Магда занимается самобичеванием. Это не мешает ей быть приглашенным преподавателем в Университете игрового искусства в Кельне и Дюссельдорфе. Оригинал статьи на английском языке.