Слова «домашнее производство» вызывают в памяти картины полуразрушенных мастерских с протекающими крышами и ржавыми лестницами, извивающимися и уходящими к потолку. Каково же было мое удивление, когда я побывал в Комсомольске-на-Амуре в цехе, где производился самолет «Сухой Суперджуд-100»? …
На заводе работает около 12 000 человек, а производство разделено на два участка. На первой заготовке из алюминия изготавливается фюзеляж, на второй — крылья, на самолете устанавливается вся авионика и двигатели. Сегодня мы покажем вам, как алюминий превращается в аэроплан…
Снимать здесь запрещено, но для нас сделали исключение.
3.
Новейшие самолеты создаются «по цифрам». Электронные модели компонентов и агрегатов самолета отправляются по сети из Москвы в Комсомольск-на-Амуре. Инженеры завода создают программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. Другими словами, они получают электронные модели из Москвы и самостоятельно разрабатывают оборудование, инструменты и технические процессы для производства этих компонентов.
Кстати, самолет «Сухой Супер Джет» стал первым российским самолетом, созданным полностью на основе цифровых технологий, что позволило сократить время подготовки к производству на два года.
4.
Все начинается в цехе обработки. Здесь выращивают тяжелые алюминиевые заготовки и превращают их в детали для будущих самолетов.
5.
В цехе установлен огромный станок с ЧПУ, который полностью закрыт.
6.
В общей сложности для производства Superjet было закуплено более 30 экземпляров.
7.
Вся стружка из машины автоматически проходит в контейнер, откуда стружка перемещается на переработку.
8.
Заготовки закрепляются на поворотном столе и обрабатываются по программе без участия человека.
9.
Оператор машины стоит снаружи и наблюдает за процессом на мониторе. Отсюда исходит все управление
x.
Заготовка устанавливается только вручную.
xi.
Когда его спросили, как Микеланджело создавал свои скульптуры. Он ответил: «Все очень просто: я взял камень и вырезал все лишнее». Как и у великого итальянского творца, сухая машина вырезана острым резцом.
12.
Благодаря программе, написанной инженерами Knaapo, станок может шлифовать очень сложные формы и крупные детали.
13.
Все, что выглядело как штамповка, на самом деле было большими алюминиевыми «тряпками» на фрезерном станке.
14.
Фюзеляж самолета имеет более 40 000 заклепок, на крыльях еще 15 000 заклепок. Сверление отверстий и установка заклепок в панелях крыла и фюзеляжа производится с помощью катушечного пулемета, оснащенного лазером.
15.
Мелкие детали вырезаны лазером.
16.
Прямых подробностей о самолете нет. Для придания нужной кривизны используется набор форм, которые затягиваются специальным прессом.
17.
18.
Детали устанавливаются в пресс и прижимаются лентой, при этом усилие, необходимое для их формирования, программируется.
19.
20.
21.
На другом прессе в ручном режиме оболочкам крыльев придается нужная форма.
22.
23.
Изготовленные оболочки крыльев контролируются на специальном стенде с набором шаблонов.14 Отклонение метража оболочки крыла должно быть менее +/- 1 мм:.
24.
Если отклонение большое, детали фракционируются на специальных установках.
25.
После того как детали приобретают нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии.
26.
27.
Каждая панель фюзеляжа имеет свое собственное оборудование, называемое «поддоном».
28.
Панели, закрепленные на поддонах, поступают на автоматические клепальные машины. На каждом самолете примерно 55 000 заклепок.
29.
Весь процесс полностью автоматизирован и контролируется парой.
30.
Маркировка установки технического крепежа осуществляется вручную.
31.
Машина все еще не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать с помощью рабочего.
32.
После стыковки фюзеляж устанавливается на эстакаде, где производится окончательная сборка.
33.
Цифры указывают на то, что идет сборка 20 самолетов.
34.
Отверстия в болтовом соединении обрабатываются специальным образом для обеспечения отсутствия люфта.
35.
Чем плотнее соединения, тем больше ресурс детали.
36.
Сборка удлинителя крыла:.
37.
38.
Наушники являются обязательным элементом мер безопасности труда при работе с ручными заклепками.
39.
На раме, завершающей интерьер пассажирского салона и отделяющей его от хвоста, расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ).
40.
Центроплан — это центр крыла самолета. К нему крепится крыло, а внутри него находятся бензобаки.
41.
Мастерская, где собирают крылья:.
42.
На стапеле устанавливаются раплан крыла и нервюры.
43.
Номер 95021 означает, что это отделяемая часть крыла самолета с серийным номером 021. Всего компания «Сухой» уже произвела 11 самолетов.
44.
На нижней стороне крыла оставлен люк для доступа к крылу и его обслуживания во время эксплуатации самолета.
45.
Все они закрываются одинаковыми съемными крышками:.
46.
Внутренние полости крыла и центроплана используются в качестве топливных баков.
47.
В этой мастерской отсеки фюзеляжа собираются и соединяются вместе.
48.
Панели фюзеляжа по формуле COAST перед передачей отсеков фюзеляжа в производственный цех:.
49.
Каждая настенная мастерская имеет подробную информацию о том, что в ней собирается.
50.
Здесь собирают будущий пол самолета с направляющими для кресел:.
51.
Установите в фюзеляж.
52.
После установки он покрывается техническим полом:.
53.
Под ним расположено багажное отделение:.
54.
Секция фюзеляжа автоматически соединяется стойкой: 55.
55.
Другие российские заводы, в том числе военные, не имеют такого стенда.
56.
В следующем посте читайте рассказ о втором цехе в Сухом, где самолеты были окончательно собраны и отправлены в небо.
57.
Опубликовано: 15 сентября 2014 года.
- Следующая публикация Подготовлено для ICE для ледников
- Предыдущая публикация Дата центрального механизма.